+7(499)322-81-32
Показать меню
Скрыть меню

Статьи
Торговое оборудование создаёт новые рынки

ВЕНДИНГ В РОССИИ И МИРЕ

Вендинг-бизнес - бизнес, основанный на получении прибыли от продаж через торговые автоматы. Как вло­жение средств - это относи­тельно новый, стабильный и выгодный бизнес, который является на сегодняшний день одним из самых пер­спективных в России. Экс­перты полагают, что в 2009 г., с учетом кризисных тенден­ций, объем мирового вен- дингового рынка находился на уровне 130 млрд евро. Не­обходимо заметить, что это приблизительная оценка: в России, к примеру, офици­альной статистики по торго­вым автоматам, по сути, не су­ществует. Кроме того, многие вендоры используют полу­легальные каналы поставки оборудования или приобре­тают б /у автоматы. В странах капиталистического центра вторичный рынок оборудова­ния развит достаточно силь­но, многие начинающие предприниматели пополня­ют свой парк в рамках част­ных сделок купли-продажи. По оценкам экспертов, сегод­ня в мире установлено около 22 млн торговых автоматов, из которых 7 млн приходятся на Японию, что свидетель­ствует о высоком уровне раз­вития вендингового сектора. Японские вендоры готовы предложить свежий завтрак и корм для домашних живот­ных, не говоря уже о баналь­ных кофе-автоматах и снек- машинах.

В Москве функционируют лишь 10 тыс. торговых авто­матов, что обеспечивает еже­годный оборот в 30 млн евро. По данным портала кризис.ру, на сегодняшний день по всей России продано 30-40 тыс. автоматов, из них в Москве - 10-15 тыс., в Петербурге - бо­лее 10 тыс.

Самые распространенные направления вендинга - это платежные терминалы и ав­томаты кофе. По оценкам раз­личных экспертов, в России от 40 до 70% рынка занимают кофейные автоматы, на вто­ром месте - автоматы снековые.

Рынок платежных термина­лов в России за 2009 г. достиг общего объема в 649 млрд руб­лей.

По данным European Business Association, в странах ЕС установлено около 3,7 млн торговых автоматов, которы­ми управляют приблизитель­но 10 тыс. компаний. В России в среднем на 7200 человек приходится 1 вендинговый аппарат, тогда как в Европе 1 аппарат приходится на 50-100 человек.

Опираясь на опыт зару­бежных вендоров, можносказать, что количество ав­томатов в России, без вреда для действующих игроков, может быть увеличено на два порядка.

ВСЛЕД ЗА ЯПОНСКИМ УСПЕХОМ

Для того чтобы понять природу популярности вен- динга, можно обратиться к опыту наиболее развитого рынка - японского. В Японии торговые автоматы повсюду - в городе, вдоль сельских до­рог, иначе говоря - на каждом шагу. Через автоматы японцы покупают соки, пиво, сигаре­ты, батарейки, газеты, биле­ты, зонтики, фотоаппараты - список бесконечен. Автома­ты настолько проникли в быт нации, что кажутся незаме­нимыми. Торговые автоматы так основательно прижились в Японии по нескольким при­чинам:

1. Дефицит свободных пло­щадей. Япония одна из стран- лидеров по дефициту жилого пространства, а значит, и тор­говых площадей, приходится придумывать новые способы размещения жилых зданий, кафе, торговых точек. Вен­динговый аппарат занимает минимальное количество ме­тров.

2. Техногенная революция в Японии зашла настолько да­леко, что люди пытаются соз­дать себе «друзей» из числа роботов, оказывая им больше доверия, чем своим живым собратьям. Автоматы позво­ляют японцам чувствовать себя не одинокими - авто­маты всегда рядом с ними. И пускай это больше звучит как шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

3. Ценность человеческих ресурсов. В Японии уровень оплаты труда очень высокий, и если механическая работа может быть выполнена маши­ной - это должно быть сделано.

ПОЧЕМУ В РОССИИ ВСЕ НЕ ТАК ЗДОРОВО?

Что же мешает вендингу развиваться в нашей стране?

1. Низкие средние зар­платы - это главный фактор, из-за него многие сферы тор­говли автоматизировать пока нерентабельно. Проще поста­вить на точку живого продав­ца.

2. Низкая платежная спо­собность монет. Из-за отсут­ствия в России монет высоко­го достоинства для продажи через автоматы товаров стои­мостью выше 10 рублей ав­томат необходимо оснащать купюроприемником. Купюро- приемник на порядок менее надежен по сравнению с мо­нетоприемником. Кроме того, он и стоит в разы дороже.

3. Высокая стоимость тор­говых автоматов. Большинство торговых автоматов, работающих в России, заво­зится из-за рубежа, со всеми вытекающими последствия­ми в виде торговых наценок импортеров и таможенных пошлин. Отечественных авто­матов пока производится не­много, а их качество зачастую оставляет желать лучшего.

4. Низкая техническая грамотность населения. Если для молодого поко­ления разобраться с пра­вилами пользования ав­томатами не представляет ничего сложного, то для тех, кто постарше, это может стать непреодолимым пре­пятствием. Непреодолимым не по вине торговых авто­матов, так как они всегда со­провождаются подробной инструкцией к пользованию, а скорее по причине соб­ственной инертности и не­желания учиться новому.

5. Приверженность насе­ления к личному общению. В наше время высоких тех­нологий многие люди стали испытывать недостаток в об­щении и внимании. Клиенты предпочтут разговор с про­давцом контакту с автоматом

6. Климатические условия. Если наша страна и может в чем-то обвинять судьбу, так это только в плохих климати­ческих условиях, мешающих установке автоматов на ули­цах. Однако эта проблема вполне решается использо­ванием специальных кор­пусов, которые как бы наде­ваются на автоматы. Да, это несколько ухудшает внеш­ний вид машины, зато гаран­тирует сохранность и рабо­тоспособность.

7. Торговое оборудование создаёт новые рынкиСклонность некоторых лиц к агрессивному прояв­лению неуважения к чужой собственности. Иначе гово­ря, вандализм. Но и эта проб­лема, как и климатическая, в принципе решается тем же способом - специальны­ми корпусами. Другое дело, что внешний вид корпуса может пострадать в резуль­тате хулиганского нападения и потерять внешнюю при­влекательность, но финансо­вые потери для операторов в этом случае незначитель­ные.

8. Если.рассматривать структуру отечественного вендинг-рынка, то мож­но отметить, что даже популярные кофе-машины, занимающие более полови­ны рынка, почти целиком со­средоточены в нескольких городах-«миллионниках». Для российской глубинки кофе-машины до сих пор остаются такой же экзотикой, как для московского супер­маркета - счеты с костяшка­ми. Однако образ и уровень жизни в России сегодня ме­няется очень быстро, и это тоже один из факторов, по­зволяющих с оптимизмом смотреть на перспективы развития отечественного рынка вендинга.

Торговое оборудование создаёт новые рынки

КОФЕМАТОВЫЕ НАЧАЛЬНИКИ И СНЕКМАТОВЫЕ КОМАНДИРЫ

Отечественный рынок характеризуется наличием большого числа мелких и средних операторов. Круп­ными считаются операторы, имеющие в своей собственности 200-300 автоматов. В Москве, например, работа­ет около 30 таких «крупных» операторов, их бизнес- модели практически идентич­ны. Главное - найти хорошее место для автомата и удач­но договориться об аренде (желательно не более 10% от выручки, или вообще бес­платно). Бесплатно - потому что автомат предоставляет посетителям возможность воспользоваться дополни­тельной услугой, иначе гово­ря - повышает их комфорт. Правда, владельцы арендных площадей с этим не согласны и хотят, чтобы за вендинговые машины платили аренду как за терминалы. Для арен­додателя зачастую неважно, что стоит, терминал или ав­томат. А если неважно, то за­чем просить меньше? К сожа­лению, не все арендодатели понимают, что выручка и рен­табельность терминала и торгового автомата отлича­ются в разы, и не в пользу по­следнего. И платить 5-6 тыс. рублей в месяц за аренду в торговой точке со средней проходимостью для операто­ра невыгодно.

КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

Популярными в России яв­ляются итальянские и корей­ские производители. К ита­льянцам идут за качеством и внешним видом, к корейцам - за ценой. Necta, Saeco, Bianchi - это главные итальянские по­ставщики автоматов в Рос­сию. Основное конкурентное преимущество итальянцев - дизайн, каким производители из других стран похвастаться не могут. Корейские автоматы - это преимущественно Lotte Venson. Также стоит отметить испанскую фирму Jofemar, за­вод по производству автома­тов этой фирмы не так давно был открыт и в России. На рын­ке представлены и автоматы из других стран, например из США, но они пользуются заметно меньшей популярно­стью.

Внимания заслуживает компания Nestle за нетипич­ную бизнес-модель. Nestle сдает автоматы в аренду за­интересованным операторам, а они, в свою очередь, обязу­ются покупать у компании об­говоренное заранее количе­ство ингредиентов.

Из отечественных произво­дителей интересны две компа­нии - «Уникум» и «ЭПС».

«Уникум» привлекает прежде всего активностью на рынке аффилированного оператора «Ювенко». В на­стоящее время «Ювенко» ве­дет достаточно агрессивную политику по расширению рыночной доли. Например, компания не стесняется ста­вить свои автоматы рядом с конкурентами (на рынке это не приветствуется). Финан­совое состояние компании представляется весьма со­лидным. Другая компания, «ЭПС» (бренды «eVend» и «Пи­рожок»), выделяется иннова­ционным подходом к ведению бизнеса. Кофейные автоматы этого производителя являются не копиями западных машин, а собственными разработками с конкретными конкурентны­ми преимуществами. Послед­няя разработка компании - торговый автомат по продаже готовых обедов - «Пирожок». Во-первых, «Пирожок» пред­ставляет собой практически готовую столовую. Во-вторых, интересна сама конструкция аппарата. Автомат, по сути, является универсальной тор­говой платформой и может быть использован для любых процессов, предполагающих механическую выдачу.

КУДА ПОЙДЕТ РЫНОК... И ЗАЧЕМ?

Несмотря на то, что вендин-говый бизнес характеризуется достаточно низким, если гово­рить об операторах, входным порогом, по нашим прогнозам, он будет стремиться к укрупне­нию и консолидации. Сейчас российский рынок разрознен, на нем присутствуют очень много мелких операторов. Средняя выручка с одного ко­фейного автомата в настоящее время около 10-12 тыс. рублей в месяц (и примерно + 5 тыс. со снека). Выручка, а не чистая прибыль.

Торговое оборудование создаёт новые рынки

То есть для того, что­бы иметь хорошие деньги, нуж­но иметь и много автоматов. Это раньше можно было поста­вить пяток автоматов и «жить с них». Что, кстати, не шло на пользу имиджевой состав­ляющей вендинга в целом. Ведь условному дядя Васе с па­рой автоматов наплевать на то, как относится его клиент к вен-дингу в принципе, а значит, можно использовать более де­шевые ингредиенты и т. д. По­нятно, что на пользу рынку это идти не могло, но это работало. Сейчас же снизившаяся при­быль и повысившиеся аренд­ные ставки (привет платежным терминалам) заставляют участ­ников рынка либо развиваться, либо уходить.

Наш прогноз заключается в том, что мелкие игроки уйдут с рынка ввиду высокой конку­ренции и, соответственно, сни­зившийся прибыли,или их вы­теснят. Рынок ждет появления системных игроков вроде «Ювенко», возможно, придут люди, не связанные с вендин- гом ранее, просто увидевшие, что это хороший способ ин­вестировать и зарабатывать деньги. Либо, вариант менее вероятный, но интересный - локомотивами рынка станут торговые сети. Они, конечно, тоже будут выступать как опе­раторы, а не как производи­тели аппаратов. Тут возника­ет вопрос: а зачем это нужно сетям, чем им это выгодно? Во-первых, сетям не нужно платить за аренду в своих торговых точках, во-вторых, у них отлажена логистика. Естественно речь идет и о по­тенциальной прибыли с ав­томатов, которую они пока не получают. Зачем получать процент за аренду, если можно получать все? Мы повторимся, это не слишком вероятное раз­витие событий, ведь аппараты ставятся не только в здания се­тей, то и в бизнес-центры, госу­дарственные учреждения, про­мышленные предприятия и т.д. Но если какой-нибудь извест­ный ритейлер купит неболь­шого вендингового оператора, это может привести к успеху.

Станислав Гуторов

Источник информации: http://www.novmr.ru/upload/STT_Vending_Gutorov.pdf

18.09.2016


Правила портала и отказ от ответственности
Информационный специализированный ресурс vendinggid.ru
Проект B2B-Studio.ru
Перейти к полной версии Перейти к мобильной версии