ВЕНДИНГ В РОССИИ И МИРЕ
Вендинг-бизнес - бизнес, основанный на получении прибыли от продаж через торговые автоматы. Как вложение средств - это относительно новый, стабильный и выгодный бизнес, который является на сегодняшний день одним из самых перспективных в России. Эксперты полагают, что в 2009 г., с учетом кризисных тенденций, объем мирового вен- дингового рынка находился на уровне 130 млрд евро. Необходимо заметить, что это приблизительная оценка: в России, к примеру, официальной статистики по торговым автоматам, по сути, не существует. Кроме того, многие вендоры используют полулегальные каналы поставки оборудования или приобретают б /у автоматы. В странах капиталистического центра вторичный рынок оборудования развит достаточно сильно, многие начинающие предприниматели пополняют свой парк в рамках частных сделок купли-продажи. По оценкам экспертов, сегодня в мире установлено около 22 млн торговых автоматов, из которых 7 млн приходятся на Японию, что свидетельствует о высоком уровне развития вендингового сектора. Японские вендоры готовы предложить свежий завтрак и корм для домашних животных, не говоря уже о банальных кофе-автоматах и снек- машинах.
В Москве функционируют лишь 10 тыс. торговых автоматов, что обеспечивает ежегодный оборот в 30 млн евро. По данным портала кризис.ру, на сегодняшний день по всей России продано 30-40 тыс. автоматов, из них в Москве - 10-15 тыс., в Петербурге - более 10 тыс.
Самые распространенные направления вендинга - это платежные терминалы и автоматы кофе. По оценкам различных экспертов, в России от 40 до 70% рынка занимают кофейные автоматы, на втором месте - автоматы снековые.
Рынок платежных терминалов в России за 2009 г. достиг общего объема в 649 млрд рублей.
По данным European Business Association, в странах ЕС установлено около 3,7 млн торговых автоматов, которыми управляют приблизительно 10 тыс. компаний. В России в среднем на 7200 человек приходится 1 вендинговый аппарат, тогда как в Европе 1 аппарат приходится на 50-100 человек.
Опираясь на опыт зарубежных вендоров, можносказать, что количество автоматов в России, без вреда для действующих игроков, может быть увеличено на два порядка.
ВСЛЕД ЗА ЯПОНСКИМ УСПЕХОМ
Для того чтобы понять природу популярности вен- динга, можно обратиться к опыту наиболее развитого рынка - японского. В Японии торговые автоматы повсюду - в городе, вдоль сельских дорог, иначе говоря - на каждом шагу. Через автоматы японцы покупают соки, пиво, сигареты, батарейки, газеты, билеты, зонтики, фотоаппараты - список бесконечен. Автоматы настолько проникли в быт нации, что кажутся незаменимыми. Торговые автоматы так основательно прижились в Японии по нескольким причинам:
1. Дефицит свободных площадей. Япония одна из стран- лидеров по дефициту жилого пространства, а значит, и торговых площадей, приходится придумывать новые способы размещения жилых зданий, кафе, торговых точек. Вендинговый аппарат занимает минимальное количество метров.
2. Техногенная революция в Японии зашла настолько далеко, что люди пытаются создать себе «друзей» из числа роботов, оказывая им больше доверия, чем своим живым собратьям. Автоматы позволяют японцам чувствовать себя не одинокими - автоматы всегда рядом с ними. И пускай это больше звучит как шутка, но в каждой шутке есть доля правды.
3. Ценность человеческих ресурсов. В Японии уровень оплаты труда очень высокий, и если механическая работа может быть выполнена машиной - это должно быть сделано.
ПОЧЕМУ В РОССИИ ВСЕ НЕ ТАК ЗДОРОВО?
Что же мешает вендингу развиваться в нашей стране?
1. Низкие средние зарплаты - это главный фактор, из-за него многие сферы торговли автоматизировать пока нерентабельно. Проще поставить на точку живого продавца.
2. Низкая платежная способность монет. Из-за отсутствия в России монет высокого достоинства для продажи через автоматы товаров стоимостью выше 10 рублей автомат необходимо оснащать купюроприемником. Купюро- приемник на порядок менее надежен по сравнению с монетоприемником. Кроме того, он и стоит в разы дороже.
3. Высокая стоимость торговых автоматов. Большинство торговых автоматов, работающих в России, завозится из-за рубежа, со всеми вытекающими последствиями в виде торговых наценок импортеров и таможенных пошлин. Отечественных автоматов пока производится немного, а их качество зачастую оставляет желать лучшего.
4. Низкая техническая грамотность населения. Если для молодого поколения разобраться с правилами пользования автоматами не представляет ничего сложного, то для тех, кто постарше, это может стать непреодолимым препятствием. Непреодолимым не по вине торговых автоматов, так как они всегда сопровождаются подробной инструкцией к пользованию, а скорее по причине собственной инертности и нежелания учиться новому.
5. Приверженность населения к личному общению. В наше время высоких технологий многие люди стали испытывать недостаток в общении и внимании. Клиенты предпочтут разговор с продавцом контакту с автоматом
6. Климатические условия. Если наша страна и может в чем-то обвинять судьбу, так это только в плохих климатических условиях, мешающих установке автоматов на улицах. Однако эта проблема вполне решается использованием специальных корпусов, которые как бы надеваются на автоматы. Да, это несколько ухудшает внешний вид машины, зато гарантирует сохранность и работоспособность.
7. Склонность некоторых лиц к агрессивному проявлению неуважения к чужой собственности. Иначе говоря, вандализм. Но и эта проблема, как и климатическая, в принципе решается тем же способом - специальными корпусами. Другое дело, что внешний вид корпуса может пострадать в результате хулиганского нападения и потерять внешнюю привлекательность, но финансовые потери для операторов в этом случае незначительные.
8. Если.рассматривать структуру отечественного вендинг-рынка, то можно отметить, что даже популярные кофе-машины, занимающие более половины рынка, почти целиком сосредоточены в нескольких городах-«миллионниках». Для российской глубинки кофе-машины до сих пор остаются такой же экзотикой, как для московского супермаркета - счеты с костяшками. Однако образ и уровень жизни в России сегодня меняется очень быстро, и это тоже один из факторов, позволяющих с оптимизмом смотреть на перспективы развития отечественного рынка вендинга.
КОФЕМАТОВЫЕ НАЧАЛЬНИКИ И СНЕКМАТОВЫЕ КОМАНДИРЫ
Отечественный рынок характеризуется наличием большого числа мелких и средних операторов. Крупными считаются операторы, имеющие в своей собственности 200-300 автоматов. В Москве, например, работает около 30 таких «крупных» операторов, их бизнес- модели практически идентичны. Главное - найти хорошее место для автомата и удачно договориться об аренде (желательно не более 10% от выручки, или вообще бесплатно). Бесплатно - потому что автомат предоставляет посетителям возможность воспользоваться дополнительной услугой, иначе говоря - повышает их комфорт. Правда, владельцы арендных площадей с этим не согласны и хотят, чтобы за вендинговые машины платили аренду как за терминалы. Для арендодателя зачастую неважно, что стоит, терминал или автомат. А если неважно, то зачем просить меньше? К сожалению, не все арендодатели понимают, что выручка и рентабельность терминала и торгового автомата отличаются в разы, и не в пользу последнего. И платить 5-6 тыс. рублей в месяц за аренду в торговой точке со средней проходимостью для оператора невыгодно.
КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
Популярными в России являются итальянские и корейские производители. К итальянцам идут за качеством и внешним видом, к корейцам - за ценой. Necta, Saeco, Bianchi - это главные итальянские поставщики автоматов в Россию. Основное конкурентное преимущество итальянцев - дизайн, каким производители из других стран похвастаться не могут. Корейские автоматы - это преимущественно Lotte Venson. Также стоит отметить испанскую фирму Jofemar, завод по производству автоматов этой фирмы не так давно был открыт и в России. На рынке представлены и автоматы из других стран, например из США, но они пользуются заметно меньшей популярностью.
Внимания заслуживает компания Nestle за нетипичную бизнес-модель. Nestle сдает автоматы в аренду заинтересованным операторам, а они, в свою очередь, обязуются покупать у компании обговоренное заранее количество ингредиентов.
Из отечественных производителей интересны две компании - «Уникум» и «ЭПС».
«Уникум» привлекает прежде всего активностью на рынке аффилированного оператора «Ювенко». В настоящее время «Ювенко» ведет достаточно агрессивную политику по расширению рыночной доли. Например, компания не стесняется ставить свои автоматы рядом с конкурентами (на рынке это не приветствуется). Финансовое состояние компании представляется весьма солидным. Другая компания, «ЭПС» (бренды «eVend» и «Пирожок»), выделяется инновационным подходом к ведению бизнеса. Кофейные автоматы этого производителя являются не копиями западных машин, а собственными разработками с конкретными конкурентными преимуществами. Последняя разработка компании - торговый автомат по продаже готовых обедов - «Пирожок». Во-первых, «Пирожок» представляет собой практически готовую столовую. Во-вторых, интересна сама конструкция аппарата. Автомат, по сути, является универсальной торговой платформой и может быть использован для любых процессов, предполагающих механическую выдачу.
КУДА ПОЙДЕТ РЫНОК... И ЗАЧЕМ?
Несмотря на то, что вендин-говый бизнес характеризуется достаточно низким, если говорить об операторах, входным порогом, по нашим прогнозам, он будет стремиться к укрупнению и консолидации. Сейчас российский рынок разрознен, на нем присутствуют очень много мелких операторов. Средняя выручка с одного кофейного автомата в настоящее время около 10-12 тыс. рублей в месяц (и примерно + 5 тыс. со снека). Выручка, а не чистая прибыль.
То есть для того, чтобы иметь хорошие деньги, нужно иметь и много автоматов. Это раньше можно было поставить пяток автоматов и «жить с них». Что, кстати, не шло на пользу имиджевой составляющей вендинга в целом. Ведь условному дядя Васе с парой автоматов наплевать на то, как относится его клиент к вен-дингу в принципе, а значит, можно использовать более дешевые ингредиенты и т. д. Понятно, что на пользу рынку это идти не могло, но это работало. Сейчас же снизившаяся прибыль и повысившиеся арендные ставки (привет платежным терминалам) заставляют участников рынка либо развиваться, либо уходить.
Наш прогноз заключается в том, что мелкие игроки уйдут с рынка ввиду высокой конкуренции и, соответственно, снизившийся прибыли,или их вытеснят. Рынок ждет появления системных игроков вроде «Ювенко», возможно, придут люди, не связанные с вендин- гом ранее, просто увидевшие, что это хороший способ инвестировать и зарабатывать деньги. Либо, вариант менее вероятный, но интересный - локомотивами рынка станут торговые сети. Они, конечно, тоже будут выступать как операторы, а не как производители аппаратов. Тут возникает вопрос: а зачем это нужно сетям, чем им это выгодно? Во-первых, сетям не нужно платить за аренду в своих торговых точках, во-вторых, у них отлажена логистика. Естественно речь идет и о потенциальной прибыли с автоматов, которую они пока не получают. Зачем получать процент за аренду, если можно получать все? Мы повторимся, это не слишком вероятное развитие событий, ведь аппараты ставятся не только в здания сетей, то и в бизнес-центры, государственные учреждения, промышленные предприятия и т.д. Но если какой-нибудь известный ритейлер купит небольшого вендингового оператора, это может привести к успеху.
Станислав Гуторов
Источник информации: http://www.novmr.ru/upload/STT_Vending_Gutorov.pdf
18.09.2016